Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

 
     

Весна пришла

Опубликовано 04.04.2018

Конспект занятия в подготовительной группею

Цель:
Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны

Задачи:
- закрепить знания о весенних месяцах, изменениях в живой и неживой природе;
- развивать умение сравнивать различные периоды весны;
- воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Предварительная работа:
Беседы о весенних изменениях в живой и неживой природе.
Рассматривание картин с весенними первоцветами (подснежники, одуванчик, нарцисс, гиацинт),  природных весенних пейзажей. Прогулка по территории детского сада, рассматривание первых распустившихся цветов. Чтение рассказов, загадок о весне.

Ход
I. Основная часть
1. Чтение стихотворения  А. Барто «Весна идёт»
Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
по двору текло.
В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.
Расколол я тонкое
Звонкое стекло,
Озеро широкое
Снова потекло.
Говорят прохожие:
-Вот весна идёт!-
А это я работаю,
Разбиваю лёд.
Уж верба вся пушистая
    Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
     Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад...
Какой-то тайной жаждою
     Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.

- Вот и наступила долгожданная весна-красна. Почему в народе говорят «весна-красна»? Да потому, что она очень красивая. Давайте, ребята, почитаем рассказ «Пришла весна».
Наступили теплые денечки. Природа проснулась от зимней спячки. Набухают на деревьях почки, пробивается молодая травка, расцветают первые подснежники. Птицы стали петь веселее свои песни. Солнышко стало ласковым, греет и дарит нам хорошее настроение.
Март еще может быть холодным, но все равно весна упорно борется с зимой. Весне дорогу! Весне быть!

2. Беседа о цветах.
Еще не везде растаял снег, а на прогретых солнцем проталинах  уже появляются первые весенние цветы – подснежники. Подснежниками мы традиционно называем все первоцветы, хотя в строго ботаническом смысле «подснежник» – это галантус - только один вид из множества первых весенних цветов, а  «первоцвет»  – это примула, название которой произошло от слова  prima — первый.

ЛЕГЕНДЫ о подснежниках.
По одной древней легенде, подснежники были первыми цветами на земле. Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а цветы - подснежники - с тех пор стали символом надежды.

Другая легенда повествует о том, что богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику  белый. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хоть наряд ему не полагался. И он стал просить цветы поделиться с ним одеянием. Цветы, боясь холода, не откликнулись на его просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор снег и подснежник неразлучны друг с другом, как друзья.

Цветы, которые распускаются первыми, едва только сойдет снежный покров:   подснежник (галантус), пролеска, печеночница,  крокус, хионодокса, гусиный лук, пушкиния, мускари,  примула весенняя, рябчик, разные виды ветрениц. Позже расцветают наши любимые нарциссы, одуванчики, гиацинты, тюльпаны.

К сожалению, цветение большинства первых весенних цветов длится совсем недолго, зато сколько радости они приносят нам, такие долгожданные после долгой зимы!

- А вот как написали поэты о приходе весны красавицы.
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня - прямиком
Шлепает по лужам,
Гонит талые снега
С гомоном и звоном
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым. (Я. Аким)

За рекой луга зазеленели,
Веет легкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады.
Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой...
О, весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной! (И. Бунин)

Физминутка
Говорит цветку цветок.
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок».
(дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай
(вращение головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка.
(наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.

3. Беседа о весенних месяцах.
- Ребята, какие мы знаем  весенние месяцы? (Дети отвечают)
Весна - это праздник пробуждения природы. Все живое население лесов, лугов, полей, озер, рек тянется к теплу, к солнечному свету и ждет от весны радости и милости. Птицы строят гнезда и высиживают птенцов, звери рождают потомство и выхаживают его. И у человека весной горячая пора. Поле надо вспахать и засеять его пшеницей и рожью, овсом и горохом, гречихой и просом. Огороды засадить картофелем и морковью, капустой и свеклой, подсолнечником и кукурузой, помидорами и огурцами, фасолью и редисом. И все это надо сделать вовремя. Недаром говорится в народе: «Весенний день - год кормит!»

В русских народных потешках так говорили:
Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!

Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

4. Дидактическая игра: «Какой, какая, какое?» Называю слово, дети – определения к нему:
- Солнце (теплое, ласковое, лучистое)
- Весна (ранняя, теплая, солнечная)
- Небо (голубое, чистое, ясное)
- Облако (легкое, белое. пушистое)
- Ветер (весенний, прохладный)
- Снег (грязный, рыхлый, тающий)
- Ручей (весенний, веселый, звонкий)

II. Итоговая часть

1. Подведение итога
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Как называются первые весенние цветы?
- Какие цветы цветут у нас на участке?
- А как вы думаете, природу нужно беречь? Что для этого нужно делать?

5. Подвижная игра «В поле выросли цветы»
В разных углах зала размещаются цветы.
Дети получают от взрослого 1 лепесток и занимают место вокруг цветка соответствующего цвета, присев на корточки. Далее согласно тексту :
«В поле выросли цветы, (дети медленно встают)
Распустили лепестки. (поднимают свои лепестки вверх)
Вдруг повеял ветерок, (покачивают руками вправо-влево)
Закружился лепесток. (покружились на месте)
Ветерок их оторвет… (разлетелись врассыпную)
(пауза)

И на землю вновь вернёт. » (вернулись к своему цветку)
Игру можно усложнить, перемещая цветы в пространстве в то время, когда дети бегают по залу. Затем предложить детям поменяться лепестками и продолжить игру.
- Наше занятие окончено.

Спасибо за работу.